Вы здесь: Главная | Общие сведения | Поселение | История села

История села

История села

Где бы мы не жили - в городе  или селе - помним, нет ни одного населенного пункта без истории. Реки и озера, овраги и леса - их тысячи на земле Оренбургской и у каждого из них есть свое имя. Эти имена многое могут рассказать о крае, его природе, населении и истории.

      В местности есть лес, который называют «Разбойным». Люди говорят, что это место связано с именем Емельяна Пугачева. Труд А.С.Пушкина «История Пугачева» объективно отображает события той суровой эпохи.    Внимательно изучив этот труд, можно сказать, что наиболее вероятным временем пребывания Пугачева в разбойном лесу была осень 1773 года, а точнее конец сентября начало октября. Он останавливался на пути следования в татарскую Каргалу.

       У каждого человека есть свой уголок земли, который его взрастил. Поэтому он и дорог, что связан корнями, воспоминаниями о далеком и былом. Возникновение населенного пункта станция Сырт тесно связано с железой дорогой – основан он как станция при строительстве железной дороги Самара –Оренбург в 1877 году. Но еще задолго до этого обитали здесь люди. Они и дали месту его название. С тюрского «Сырт» означает водораздел. Мы живем на возвышенности, с которой вода стекает в две известные реки Урал и Самару, то есть разделяет их.

       Здание первого вокзала построено в начале ХХ века. Основным населением станции долгое время оставались железнодорожники. Здесь была только небольшая церковь, бараки, водокачка и кладбище. В годы гражданской войны станция становится ареной боевых действий между красными и белыми, так как являлась важным стратегическим объектом.

      Во второй половине 30-х годов начинает набирать силу репрессивный аппарат государства. События тех лет не прошли стороной и нашу станцию Сырт. Не далеко от станции с 1938 года появляется исправительно-трудовая колония  «Парижская коммуна»  входившая в состав Павловского района Чкаловской области до 1953 года. Исправительно-трудовая колония (ИТК) была разделена на пять участков: Центральный штаб находился на месте бывшего совхоза  «Сыртинский», второй участок располагался на месте нашего села, третий участок - женское отделение на водокачке. ИТК имела на почте свой почтовый ящик № 25 «А». Колония была пересыльным пунктом для заключенных по статье 58.Отсюда их распределяли по участкам.

       В 40-е годы на Сырту жителей было мало, но состав населения изменился, появились казачьи семьи. Были построены почта, пекарня, склады для хранения продуктов. Воду возили бочками на быках.

      На войну с гитлеровской Германией с территории Донецкого сельсовета, куда относилась и станция Сырт, из сел Донецкое, Елшанка, Чалкино,  Рычковка и станция Сырт было призвано 308 человек. Многие не вернулись стой войны, но кто вернулся  им поклон до земли. В Cырту сегодня проживают два участника Великой Отечественной войны, это Левахина Ольга Ивановна и Каньшин Николай Дмитриевич.

      В годы Великой отечественной войны станция является связующим звеном между фронтом и тылом, по которой проходило масса эшелонов с эвакуированными заводами и госпиталями.

      Вместе с солдатами, которые находились на передовой,  победу добывали  и в тылу. «Все для фронта – все для победы» - этот девиз давал людям силы которые не щадили себя работая на полях и заводах, на железной дороге добывая победу словно на передовой.  На нашей станции сегодня проживают 19 тружеников тыла которые своим трудом добывали великую Победу и в основном это женщины.

      И в послевоенные годы в годы восстановления страны из разрухи и в сегодняшний день станция является важным объектом в работе железнодорожного транспорта.  А  обслуживают  железнодорожный транспорт как известно, во все времена – железнодорожники.

       C 1930 года на станции Сырт существовала неполная средняя (семилетняя) школа, которая располагалась в здании церкви. Филиалами этой школы были две начальные школы: на 15 разъезде и на 14 разъезде. Именовалась школа № 16- директором, которой была Халанская Зоя Васильевна.

       В 1963 году было построено здание новой школы и  стала она  именоваться   школа № 107 ст. Сырт Южно-уральской Железной дороги.

      В 2001 году железнодорожная школа № 107 ст. Сырт передается в муниципальную собственность районной администрации и становится основной общеобразовательной школой ст. Сырт. После ухода  на заслуженный отдых в  которая занимает этот пост и по сей день. Много хороших  учителей работало и продолжают работать в нашей школе.

       Пока есть школа на селе - значит жить селу! Несмотря на то, что школа небольшая, из ее стен вышли люди, которые стали профессионалами во многих отраслях народного хозяйства, образования, промышленности и медицине.

      Растить детей и помогать постигать первые азы в своей жизни помогали родителям работники дошкольного образования т.е  работники детского сада. Во времена совхоза на ст. Сырт был организован Детский сад так как, молодых людей приезжало много, работы было много, а вот с детьми  заниматься времени не хватало.  

      Сегодня на станции Сырт новый современный детский сад, который открылся в 2011 году. Это говорит о том, что село живет и развивается 

      На ст. Сырт на протяжении многих лет существовал элеватор. Это большой объект, где хранилось  и подрабатывалось зерно со всего района и области.                    Большие горы зерна, надо было перелопатить  и уложить его так чтобы оно сохранило все свои качества и товарный вид.

     После смерти Сталина ИТК была расформирована. Многие охранники, которые работали в ИТК остались жить на станции. На месте второго участка сформирован  Сыртинский откормсовхоз, а станция Сырт отделением совхоза. С появлением совхоза меняется состав населения основным занятием, которого становится выращивания хлеба и животноводства, на территории ст. Сырт образовывается мясосовхоз Переволоцкий. Основное занятие откорм крупнорогатого скота, свиней, а также земледелие.

      С появление мясосовхоза меняется состав населения,  директор. В 70-80-е годы совхоз становится миллионером и 22 августа мясосовхоз переименовывается в Южноуральский. Ведется строительство новых домов, построены улица Светлая и Новая.  Начала свою работу  Центральная котельная. В домах появилось тепло.

      В 1985 году Совхоз продолжает заниматься животноводством и растениеводством, показывая хорошие результаты.

      После перестройки совхоз распался. На территории станции Сырт появляются фермерские хозяйства.

      За последние 10 лет состав и численность населения претерпели существенные изменения. Сейчас численность  населения составляет более 900 человек.

      Благодаря живущим и работающим людям, село процветает и развивается.